Сравнительный тест 3х макро объективов Nikkor, Sigma и Tokina
12.01.2010 г.

anounce_cm.jpg

 

 

Сравнительный тест 3х макро объективов Nikkor, Sigma и Tokina

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный тест макро объективов AF-S Nikkor 105/2,8G IF-ED VR, Sigma AF 105/2,8 EX DG и Tokina AF 100/2,8 AT-X Pro D.

 

Выбирая себе макро объектив, многие фотографы задаются вопросом какой именно купить себе из предлагаемых вариантов разными производителями. В обзоре ниже я постараюсь показать преимущества и недостатки 3х макро объективов с фокусными расстояниями 100-105 мм, наиболее часто применяемых в макро фотографии как на полноформатных камерах, так и на камерах с матрицами APS-C формата.

      

В данном обзоре речь пойдет об объективах для камер Nikon:

- AF-S Nikkor 105/2,8G IF-ED VR  (средняя стоимость в Москве 30 550 руб.)

- Sigma AF 105/2,8 EX DG (средняя стоимость в Москве 18 500 руб.)

- Tokina AF 100/2,8 AT-X Pro D (средняя стоимость в Москве 13 990 руб.)

Примечание: указанные выше объективы Sigma и Tokina выпускаются и для других производителей зеркальных камер.

 

Конструкция объективов:

  1. Все три объектива имеют прочную и качественную металлическую конструкцию оправы.
  2. Nikkor не имеет кольца управления диафрагмы, что делает его не применимым на многих пленочных  камерах Nikon, хотя это недостатком в цифровую эпоху считать конечно уже нельзя.
  3. Из всех трех только Nikkor имеет оптический стабилизатор.
  4. В отличии от Nikkor и Tokina, Sigma имеет бленду с резьбой, а не с байонетным соединением, что несомненно является неудобством. При этом она никак не фиксируется в транспортном (перевернутом) положении, что также является недостатком.
  5. Несмотря на пункт 4, все же отмечу, что передние линзы объективов Sigma и Tokina настолько глубоко посажены внутрь оправы, что их вполне можно эксплуатировать вообще без бленд, особо при макро съемке и при использовании макро вспышек, когда бленду использовать просто невозможно (Хотя как раз у Сигмы такая возможность есть, так как бленда металлическая и имеет резьбу 77мм для фильтров или насадок прямо на бленде. Надо сказать, что это довольно удобно в некоторых случаях)    

Губина посадки линз в оправах:

  img_0807_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Из всех трех только Nikkor имеет внутреннюю фокусировку и, как результат - неизменные размеры при съемке с близких расстояний, а Sigma и Tokina имеют выдвижной тубус оправы, что приводит к увеличению их габаритов при макро съемке до размеров больше, чем Nikkor.

 

Сравнительные габариты объективов, установленных на камеру Nikon D700:

Слева направо: Tokina AF 100/2,8 AT-X Pro D, Sigma AF 105/2,8 EX DG, AF-S Nikkor 105/2,8G IF-ED VR

  img_0796_cm.jpg

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортные габариты:

Слева направо: Tokina AF 100/2,8 AT-X Pro D, Sigma AF 105/2,8 EX DG, AF-S Nikkor 105/2,8G IF-ED VR 

 

img_0795_cm.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ НА РАЗРЕШЕНИЕ ОПТИКИ

Условия теста:

  1. Камера Nikon D700 установлена на штатив.
  2. Наводка на резкость  авто фокусом в режиме Live View в центре кадра и в углу кадра. Live View применяется для исключения возможной неточности юстировки привода авто фокуса объективов и камеры в нормальном режиме (через видоискатель).
  3. Вспышка SB 800, направленная в белый потолок. Вспышка применяется для получения кратчайшей эквивалентной  выдержки (длительность импульса), чтобы исключить малейшее влияние на смазывание изображения от возможного пошатывания камеры на штативе. Также вспышка профессионального уровня дает наиболее точный дозированный импульс в соответствии с замером через объектив камеры.  
  4.  Съемка в RAW с последующей конвертацией только с исправлением хроматических искажений и приведением к одинаковому балансу белого. Повышение резкости не используется (по умолчанию).  

 

Центр 

F2,8 или полностью открытая диафрагма

F4

F5,6

F8

F11

F16

F22

F32 или полностью закрытая диафрагма

 

Край

F2,8 или полностью открытая диафрагма

F4

F5,6

F8

F11

F16

F22

F32 или полностью закрытая диафрагма

 

ХРОМАТИЗМ

Хроматические искажения у всех трех объективов очень хорошо исправлены. Они практически незаметны у Sigma и, если есть такая необходимость, они полностью убираются в RAW – конверторе для каждого объектива в данном тесте (а для Nikkor – полностью автоматически и при съемке в JPEG камерами Nikon, имеющими такую функцию)

Исходя из сказанного выше, приводить примеры не имеет смысла. Хотя стоит заметить, что для меня было неожиданностью увидеть довольно малые искажения этого типа у объектива фирмы Tokina, продукция которой обычно страдает повышенными хроматическими искажениями.

Распределение мест по минимальной величине хроматических искажений:

  1. Sigma AF 105/2,8 EX DG
  2. AF-S Nikkor 105/2,8G IF-ED VR
  3. Tokina AF 100/2,8 AT-X Pro D

 

БОКЕ

Я сам часто использую макро объективы в портретной съемке из-за их сверхнизких геометрических искажений, поэтому стоит провести тест и на боке.   Так как подходящей модели “под рукой” не было, пришлось сделать импровизированный объект съемки на некотором расстоянии от фона. По рисунку боке я пожалуй предпочту Nikkor.

  bokeh1_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

bokeh2_cm.jpg

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ

Как и обычно, у макро объективов редко можно встретить заметные искажения такого рода.

Однако, стоит все же заметить, что у Nikkor хоть и отсутствуют практически искажения по краю, но они заметны ближе к центру. Правда это едва может сказаться только при портретном фотографировании, скажем, округлого лица.  Лучшим объективом по искажениям при съемке портретов выглядит Сигма.

Центр кадра - слева.

distortion_cm.jpg

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТО ФОКУС

По скорости авто фокуса как в нормальных условиях, так и при макро съемке чемпионом оказался Nikkor. Его преимущество – быстрый встроенный в объектив мотор. По скорости фокусировки он субъективно заметно опережает как Sigma, так и Tokina, несмотря на то, что у камеры Nikon D700 стоит очень мощный и быстрый мотор для винтового привода авто фокуса в безмоторных объективах. Хотя стоит заметить, что при обычных съемках (не макро) скорость фокусировки всех трех объективов довольно сопоставима. В макро же режиме, при масштабах близким к 1:1, сильнее всех проигрывала Tokina.

Стоит также отметить, что при фокусировке по Live View при установке точки фокуса в край кадра как Sigma, так и Tokina не всегда фокусировались с первого раза (что косвенно говорит о меньшем разрешении и контрасте на полностью открытой диафрагме по краю кадра у этих объективов по сравнению с Nikkor).

 

 

ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

Параметр глубина резкости при макро съемке – один из наиболее важных, особо при съемке таких объектов, как насекомых.   Здесь чемпионом оказалась Sigma (см. ниже примеры). Даже если приоткрыть диафрагму на ступень по сравнению с другими двумя объективами, то глубина резкости все равно сохраняется немного большей. Стоит отметить, что я не раз уже сталкивался с тем, что инженеры фирмы Sigma уделяют пристальное внимание  параметру глубины резкости при проектировании различных групп объективов. Например, Sigma AF 150/2,8 имеет большую глубину резкости, чем  Nikkor 60/2,8, несмотря на такую разность в фокусных расстояниях. В то же время в другой группе объективов  штатный объектив для APS-C камер  Sigma 30/1,4 DG EX имеет меньшую глубину резкости и более размытое боке, несмотря на меньшее фокусное расстояние, чем у Nikkor AF 35/2,0 (при сравнении на F2,0 в обоих случаях). Этому факту будет посвящен в скором времени отдельный тест на страницах этого сайта. 

Сравнение по глубине резкости:

 

depthoffield_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОЧНОСТЬ ОТРАБОТКИ ЭКСПОЗИЦИИ ПРИ СЪЕМКЕ МАКРО

В целом, легкая недодержка Sigma и передержка Tokina прослеживается на всех снимках. Однако при съемке макро это заметно сильнее (вне зависимости от используемого режима съемки P,A,S,M).

Если взять Nikkor за эталон, то видно, что Sigma дает недодержку в 0,5 ступени, а Tokina – передержку в 0,3 ступени (определено в RAW конверторе ACR, приводя ползунком экспозиции к единой яркости).

 

  exposure_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТОЙКОСТЬ К КОНТРОВОМУ СВЕТУ

Хотя попадание в кадр яркого источника света при макро съемке мало вероятно, все же я провел этот тест.

Примечание: Условия теста заведомо много жестче, чем вероятность получения такого результата в реальных условиях. Однако, при таких условиях разница между объективами заметна много лучше.

 

На открытой диафрагме:

 

flares01_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F 8:

 

flares02_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F 16:

 

 flares03_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из приведенных примеров видно, что у Nikkor наименьшее падение контраста изображения, а также практически неизмененная цветопередача в такой ситуации.   

 

При увеличении части кадра это становится нагляднее. Видно изменение контраста, общей засветки изображения и изменение цветопередачи относительно картинки с Nikkor. Чтобы было видно нагляднее изменение цветопередачи, баланс белого был фиксирован единым на всех трех картинках.  Также заметно влияние общей засветки на выдержку (то есть на точность замера) от внутренних многократных отражений в пространстве между линзами в объективах Sigma и Tokina.     

Увеличено:

 

 

flares04_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИНЬЕТИРОВАНИЕ

Центр кадра - слева.

На открытой диафрагме:

 vigneting01_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F 5,6

vigneting02_cm.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По величине виньетирования на полноформатной камере Nikkor выглядит не лучшим. Но недостатком это я бы не стал считать, так как виньетирование, если необходимо всегда можно убрать в различных программах, включая в первую очередь RAW-конверторы, а также для родных объективов виньетирование убирается автоматически при съемке в JPEG в камерах Nikon, имеющих такую функцию.

 

 

ВЫВОДЫ

Итак, что же лично мне понравилось в каждом объективе?

Nikkor:

- Высокое разрешение по всему полю кадра.

- Скорость авто фокуса и его работа при макро съемке.  

- Наличие стабилизатора.

- Внутренняя фокусировка.

Sigma:

- Хорошее разрешение

- Большая глубина резкости при макро съемке.

- Минимальный хроматизм, стремящийся к нулю.

- хорошая, но не лучшая конструкция оправы.

Tokina:

- Низкая цена

- Отличная конструкция оправы

- Хорошее разрешение на F2,8

 

Что не понравилось…

Nikkor:

- Для такого класса объектива можно было бы поменьше хроматизма. 

- При съемке в масштабе близком к 1:1 и больше – эффективность стабилизатора стремится к нулю.

Sigma:

- Конструкция (крепеж) бленды

-  Ниже, чем у остальных в тесте разрешение по краю кадра при F2,8

Tokina:

 -  Довольно большой хроматизм для данного класса объективов

 

Подводя черту под этим тестом следует отметить:

  1. На камерах с матрицей APS-C формата падение разрешения на F2,8 на краю кадра будет мало заметно, а виньетирование – практически исчезнет.
  2. По соотношению качество/цена мне лично больше всего импонирует Sigma 105/2,8, учитывая тот факт, что я сам снимал этим объективом довольно долго и, пожалуй, зря его продал.

 

Дополнительные снимки объективами Sigma AF 105/2,8 EX DG и AF-S Nikkor 105/2,8G IF-ED VR можно посмотреть здесь на сайте, зайдя в раздел ФОТО и печатая в поиске Sigma  105 или Nikkor 105.

Выражаю отдельную благодарность Сергею “Senna” Павлову (Tokina) и Александру Ермакову (Sigma) за предоставленные на тест объективы.

 

 

 
« Пред.   След. »